Родители, вернитесь в семью

Автор: Ольга КАМЕНЕВА

Скушен день до вечера…

Почему подростки начинают употреблять наркотики? Как уберечьих от этого зла? И что делать, если родители заподозрили неладное с ребенком? Мы беседуем с Еленой Синекаевой — педагогом, психологом Душепопечительского Православного Центра святого праведного ИоаннаКронштадтского, заместителем руководителя ДПЦ по медико-психологической работе.

- Елена Александровна, что, по вашему мнению, толкает молодых людей к употреблению наркотиков?

- Человек подсаживается на алкоголь и наркотики только потому, что его внутренний мир пуст. И эту пустоту можно заполнить чем угодно. Можно налить святую воду, а можно — водку. Когда к нам в Центр приходят ребята лет 30‑ти, с большим стажем приема наркотиков, и им задаешь вопрос «почему?», знаете, что говорят сто человек из ста? Скучно. Пусто и скучно жить. Человека чистят лекарствами, он становится трезвым, но ему это в тягость. Он давно живет другой жизнью, скрытой от всех плотным занавесом лжи и безответственности. Он выздоравливает, лежа на диване, смотрит телевизор, шлепает пультом по каналам, ест, пьет. И ему скучно, потому что в этой биологической жизни нет главного — интереса и стремления к цели, духовной основы нашего бытия.

- Когда и в какой форме нужно начинать профилактику наркомании?

- Помните известную притчу о том, как молодые родители пришли к мудрецу и спросили: когда приступать к воспитанию их годовалого сына? Мудрец ответил, что они опоздали на год. Профилактика наркомании тождественна самому понятию воспитания.

1-Что представляет собой наркоман?

-Это человек личностно не сформированный. В нем нет силы духа, самостоятельности в принятии решений, ответственности за совершенный поступок. Если говорить о профилактике на уровне школы, то эту работу надо начинать не в 9-11‑х, а в 1-3 классах.

Проблемные дети сейчас составляют подавляющее большинство. Сами понятия «проблемный ребенок“ и “неблагополучная семья» сегодня приобретают особый смысл. У нас есть совершенно замечательные семьи, в которых папа — профессор, мама — доцент, а ребенок — наркоман. Неблагополучная семья — та, в которой ребенку «холодно» жить. У него есть все для благополучия, кроме любви и радости, у него нет теплого духовного общения. А предпосылки любой зависимости заключаются, с одной стороны, в гиперопеке, а с другой — во вседозволенности.

Когда ребенок приходит в школу в семь лет, проблемы семьи еще можно как-то просчитать, а родителей научить и предупредить. Здесь очень значима работа школьного учителя и психолога. Недаром мы все придаем большое значение первому учителю, тому, кто открывает нашему ребенку новый мир. Кроме того, требуется большое количество кружков, секций, в том числе спортивных. Ребенок все время должен чем-то заниматься, чтобы его жизнь была наполнена смыслом.

Почему наркозависимых часто отвозят в монастыри? Потому что там они все время при деле. Невозможно, что‑бы наркоман был просто больным и его кормили с ложки. В первую очередь он должен пройти трудотерапию. С детства человеку требуется элементарная рабочая практика. Когда ребенок пришел в школу, отучился пять уроков, а потом сидит у компьютера — у него вырабатывается навык ничегонеделания.

Часто приходится слышать от родителей: ребенок посещал множество различных студий, кружков, но все же стал наркоманом. При ближайшем рассмотрении оказывается, что ни одно дело не было доведено до конца. Поэтому вместо того, чтобы ублажать ребенка, его надо учить получать удовольствие от процесса труда, давать уроки.

А когда человек входит в подростковый период, требуется профилактика другого рода. С ним нужно по возможности много общаться, чтобы главным его другом не стал тот же компьютер. Что касается наркотиков, не думаю, что можно напугать ими современных детей. Они смотрят такие страшилки, что ломка наркомана произведет на них точно такое же впечатление, как голливудский триллер.

- Выходит, всю информацию о наркотиках дети получают из Интернета, от людей, которые им и предлагают покурить…

- Ребенок взрослеет, и ваше активное участие в его жизни сменяется пассивным, переходит в фазу наблюдения, а потом и созерцания (так должно быть в идеале). В жизнь ребенок выходит с тем практическим и духовным багажом, который сформировался при вашем активном участии. То, что заложила семья, станет платформой, на которой постепенно будет возрастать новый гражданин.

Вот он маленький встал на ножки и пошел, и выему объясняете: «Если ты залезешь на табуретку, а потом прыгнешь, можешь убиться». Понятно, что, пока он не прыгнет и коленки не обобьет, — не поймет, что это такое. То же самое и здесь. С вашим набором морально-этических норм поведения, семейных традиций он выходит в этот мир и точно так же начинает биться лбом обо все стенки. Он может даже где-то оступиться, ему нужно оступаться, иначе он не будет знать, что это такое. Это его момент познания истины, его опыт. И если вопреки здравому смыслу ребенок выбирает наркотики, то делает это не потому, что вы его вовремя не предупредили. А потому, что ему некуда больше идти. Потому что между вами стоит стена. Повторюсь: основой профилактики является семья. Школа, детский сад, психологи — это наблюдающие и корректирующие институты. Почему наркомания сейчас такова? А у нас семьи нет. У нас институт семьи находится уже, страшно сказать, за каким плинтусом.

Игра в разведчика

- Предположим, родители узнают о том, что их сын или дочь начали принимать наркотики. Что нужно делать в этом случае?

- Обычно родители узнают о том, что сын или дочь принимают наркотики, когда заболевание зашло достаточно далеко. Первое, что нужно сделать, — по возможности не читать моралей, а просчитать, как и где это могло произойти, определить круг общения ребенка. Кто его друзья, с кем он встречается, что он делает, где бывает? Если вы начинаете кричать, угрожать, реакция будет обратной, он перейдет на подпольную жизнь. Родитель с утра отправится на работу, а ребенок продолжит начатое дело, но с утроенной осторожностью. Это игра в разведчика. Ваша задача — узнать, кто, где, как, почему и зачем. И тогда своего ребенка нужно из этой среды удалять. Следить за тем, с кем он общается в Интернете, на что и куда идут деньги (должна быть отчетность и контроль). И конечно, повернуться к ребенку лицом.

На своих занятиях с родителями в школах я прошу: «Родители, вернитесь в семью!» Вместо того чтобы заниматься работой и зарабатыванием денег, обратите внимание на ребенка. Но не объясняйте ему сто раз подряд, какой он нехороший и как нельзя что-то делать. Начните жить его жизнью, его интересами, пытаясь понять, почему это произошло.

Я знаю родителей, которые меняли место жительства. Если появляются наркотики, то, как правило, либо в школе, либо в дворовой компании. Есть еще интернет-кафе, но тогда вопрос к родителям:, а почему ваш ребенок после 22.00 проводит время в интернет-кафе?

Однажды ко мне обратилась мама, сын которой учился какое-то время в зарубежном вузе. Через год родители получили уведомление о том, что их сын полгода назад был отчислен из университета за прогулы и несданную сессию. Мама отправилась к сыну, потребовала объяснений и получила невразумительные обещания исправить дело за короткий срок. Далее последовали просьбы о денежной помощи и рассказы о плохих друзьях, которые украли деньги, и плохих преподавателях, которые высокомерно относятся к русским на Западе. У мамы возникли подозрения, с которыми она и пришла к нам в Центр. Я так подробно остановилась на предыстории, потому что она очень типична. В разных вариациях ее можно услышать в семи случаях из десяти. А смысл один: усыпить бдительность. Но мать оказалась разумной православной женщиной. В результате общих усилий нам удалось вернуть ее сына к нормальной жизни. Хотя на это ушло много времени.

Наивно думать, что наркоманию можно победить одной атакой с шашками наголо. Позволю себе процитировать слова руководителя нашего Центра о. Анатолия (Берестова): «Наркоманию таблеткой не вылечишь и скальпелем не вырежешь». Для этого нужно время и родительские любовь и терпение.

- Какие еще можно дать советы родителям?

- Хочу еще раз подчеркнуть, что, если ребенок начинает принимать наркотики в 14 лет, значит, все 14 лет он к этому шел. А для того, чтобы он выбрал этот путь, взрослыми должно быть совершено огромное количество ошибок в период, когда он был маленьким. Поэтому никаких особых средств здесь не существует.

Самое радикальное — это, повторяю, вырвать его из той среды, в которой он общается, вытягивать его оттуда, как из секты. Надо держать его при себе, в семье, давать какие-то задания. Звонить во все колокола. Если это происходит в школе — идти в школу. И не надо бояться говорить о том, что дети в школе употребляют наркотики. Чем больше эта тема будет открыта, тем скорее мы победим зло.…

Помню, много лет назад я водила своего восьмилетнего сына в начальную школу. И каждое утро видела, что на подоконнике в раздевалке сидел некий молодой человек лет 18‑ти. У наркоманов ведь возраст на лице не написан. Если к вам приходит 30‑летний мужчина, похожий на 20‑летнего, значит, 10 лет он принимает наркотики. Знаете почему? Как только человек начинает колоться, его душа перестает развиваться, деградирует личность. А отражается все на лице. Потому что оно — зеркало души.…

И вот он сидит, какие-то конфетки раздает. И мне стало как-то не по себе. Я потом пришла за своим ребенком в неурочное время, было около 12 часов дня, и вдруг вижу, с чердака спускается парочка, примерно класса 9‑го, у них такие мутные глазки. Я их за руку, они упираются, я их — в кабинет завуча. У завуча на лице гримаса: зачем вы сюда пришли? Спрашиваю: «Вы что-нибудь делаете с этим?» — «Да-да, конечно».

Я организую родительское собрание. Выясняется, что у нас в классе три нюхача: дети нюхают клей. Я опять к завучу начальных классов. Они на меня смотрят  и глаза начали открываться у всех: почему у ребят пропадают деньги, почему у них «хвосты», почему они по ночам не спят. Если вы узнаете, что все это происходит в вашем классе, в вашей школе — поднимайте родителей. А если чувствуете, что ничего не можете сделать, заберите своего ребенка, изолируйте его. Это же все в ваших силах!

- Государственный антинаркотический комитет планирует в 2011 году ввести в школах тестирование на наркозависимость — в рамках ежегодной диспансеризации. Как вы считаете, нужно ли наркозависимых исключать из школ, из высших учебных заведений?

- Мы же за то, что человек болеет гриппом, не исключаем его из школы, правда? Мне кажется, мы не можем из этих людей делать отбросы общества — они просто больные люди. Они имеют точно такие же конституционные права, как и все остальные. Потому что наркомания — это не проступок, это заболевание.

- Но заболевание заразное: наркоман вовлекает в свой образ жизни других людей.

- Более 80% подростков в возрасте от 14 до16 лет в Москве пробуют наркотики. Но подсаживаются-то на них не 80%. Заболевание заразное — только для единомышленников, то есть людей, которые мыслят и чувствуют на этом же уровне. Духовная наполняемость человека, который потребляет наркотики, — нулевая. У этого человека нет будущего, он живет бессмысленно. А жизнь бессмысленная — не есть жизнь.

Деньги правят миром

- Как часто родители прибегают к помощи правоохранительных органов и насколько это эффективно?

- Когда у наркомана внутреннее беззаконие льется через край, хочет он этого или нет, все равно встретится с законом. Часто мамы приходят: попался, грозит суд, что делать? Деньги здесь не помогут. Потому что мама платит, попадает в долговую ловушку, чаду дают условный срок, а он выходит из зала суда и идет к старым друзьям. Таких примеров тысячи.

С правоохранительными органами должен быть диалог. Одно дело, когда вы приходите, а человек в погонах говорит: это не мой вопрос. Но часто на местах работают нормальные люди, такие же папы, у которых есть дети. Если вы знаете, что есть человек, который снабжает подростков наркотиками, — заявите об этом, и большое количество родителей скажут вам спасибо.

Сегодня создана государством специальная служба — УФСКН. Там тоже заинтересованы в том, чтобы наши дети не употребляли наркотики. У них свои методы работы. Их, в конечном итоге, не интересуют маленькие мальчики и девочки. Их волнуют те, кто стоит за ними.

- Но как тогда появилось дело Егора Бычкова? Если в милиции работают нормальные люди, почему арестовали Егора, разгромили его реабилитационный центр?

- Дело Бычкова обнаружило попытку решить проблему государственного масштаба маленькой группой самоучек. А огласку оно получило потому, что эпидемия захватила всю страну, и государство не в силах ее остановить средствами, которые есть в его арсенале. В православных центрах эта работа ведется более успешно.

- А мне кажется, этот случай выявил факт элементарной коррупции.

- Мы, конечно, можем с вами поговорить о коррупции, но какой смысл? После нефти торговля наркотиками — второй бизнес в России. Сейчас модно говорить: «Вот, у нас такое плохое государство». Но от того, что мы его критикуем, наркоманов меньше не становится. Поэтому мы, как простые труженики, как муравьи, стараемся хорошо делать свое дело, думая о том, что, если я сегодня помог одному человеку, значит, я день прожил не зря.

2- В реабилитационных центрах, а их уже более 50 по всей стране, скапливается информация о том, кто у кого покупает наркотики. Больные люди выздоравливают, они же наверняка рассказывают. Всем все известно?

- Конечно.

- И при желании государство этот поток может остановить?

- Государство просто-напросто не заинтересовано в этом. Не само, может, государство, но люди, приближенные к власти и, скорее всего, имеющие какую-то власть, направляют поток в нужное им русло. Потому что это деньги. А деньги правят миром и государством.

- Но это же безумие — с точки зрения человека, который сидит и направляет этот поток. Даже если у него нет своих детей, он все равно ответит перед Богом.

- У меня есть несколько таких пациентов. Родители у них — очень богатые люди, которые занимаются этим бизнесом. А дети — наркоманы. Просто говорю как факт. Это называется — за что боролись, на то напоролись. Когда на чашах весов жизнь ребенка и бизнес, как вы думаете, какая сторона перетянет? Как ни ужасно — бизнес.

У нас 70 лет в стране был атеизм. Нынешнее время я называю воинствующим материализмом. Мы живем в эпоху, где деньги правят балом. А когда у человека в глазах по доллару, вы с этим человеком о чести, порядочности, морально-этических нормах говорить не будете. Потому что разговаривать не с кем.

Вера, надежда, любовь

- В Центре вы ведете «Беседы с родителями». Чему они посвящены?

- Мои беседы посвящены тому, как научиться жить в предлагаемых обстоятельствах, помогая себе и близким. На первом занятии я часто даю тест, чтобы понять, что за люди сидят передо мной. Задаю всегда один и тот же вопрос: «Какие чувства вы испытываете к собственному ребенку, который болен алкоголизмом или наркоманией?» Как вы думаете, что пишут родители?

- Жалость?

- Два слова: жалость и раздражение. А для того, чтобы вылечить ребенка, мы с вами должны исходить из любви. Жалость есть оборотная сторона любви. Жалость — это чувство корыстное.

- Но почему? Раньше в деревнях не говорили «любит», говорили «жалеет».

- Не надо подменять одно другим. Что такое жалость? Я свое внутреннее добро несу другому человеку, причем он меня об этом не просит. Но это — агрессия по отношению к другому человеку, это вмешательство в его внутренний мир. Человек принимает вашу жалость, а потом насыщается ею и говорит: «Что ты ко мне пристал?» Вы возмущаетесь: «Я к нему со всей душой -, а он…» Простите, как это называется: ты — мне, я — тебе? Это хорошее чувство?

Поэтому многих людей нужно очистить от иллюзий, что они любят своих детей. Родитель пытается ребенка спасти, а его нельзя спасать. Потому что спасти себя он может только сам. Знаете, как говорят: жизнь, которой ты хочешь жить, начнется в тот момент, когда ты захочешь ею жить. Сделай один шаг к Богу, остальные девять Он сделает Сам. И мы, работники Центра, сделаем эти шаги к тебе, но без тебя у нас ничего не получится. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Как родителям помочь направить эту целую жизнь в правильное русло? Нужно засучить рукава и начинать работать, в первую очередь над собой. Этот труд очень неблагодарный, потому что, как правило, 99,9% нашего представления о себе — через розовые очки. И когда начинаешь сам с собой знакомиться, узнаешь много нового и не всегда приятного.

- Что лично вам помогает в работе с наркозависимыми? Что дает надежду на их исцеление?

- Наверное, природный оптимизм. И вера. Святая вера, которая укрепляется каждый раз, когда у них меняются глаза. Этот живой глаз я очень хорошо знаю и вычислю в любом стоячем взгляде после наркотиков. Без веры в них нельзя с ними заниматься. Я всегда верю в то, что Господь милостив к этому человеку, что Он дал ему шанс на исцеление. А моя задача — постараться укрепить эту веру и использовать данную нам возможность.

Жизнь без зависимости Жизнь без зависимости
Жизнь без зависимости
Жизнь без зависимости
Спорт против наркотиков
Женская реабилитация
Пожертвовать
Фотоальбомы
Видеогалерея