ПРОГРАММА курса лечения и социальной реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Зависимость от психоактивных веществ имеет широкий спектр распространения, особенно в молодежной среде и является тяжелым социальным пороком. В последнее десятилетие количество наркозависимых в России выросло на 60%. Особую значимость имеет тот факт, что наркомания стремительно молодеет, происходит вовлечение лиц молодого возраста (преимущественно до 30 лет). От общего числа наркоманов в России по статистике: 20% — это школьники, 60% — молодежь, в возрасте 16-30 лет, 20% — люди более старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается употребление наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет, к наркомании их приобщают родители-наркоманы. Растущий уровень наркотизации и алкоголизации ведет к высокой смертности среди молодежи. Отсутствие эффективных методик терапии и реабилитации наркозависимых лишь усугубляет проблему.
Для подготовки в условиях центра социально-компетентного и социально-активного человека, способного к конструктивному поведению в реальных социальных условиях, мы разработали и применяем в деятельности центра настоящую комплексную программу реабилитации.
Цели настоящей программы:
оказание духовной, психологической, педагогической и социальной помощи людям, в избавлении от наркотической, алкогольной, игровой (и прочих) зависимостей, а также их семьям;
Задачи настоящей программы:
информационное сопровождение процесса реабилитации, раскрывающее в полной мере проблемы зависимости и созависимости, их причины и последствия;
устранение психической зависимости от наркотиков путем решения глубинно-личностных, мировоззренческих и нравственных проблем;
содействие в формировании социальной компетентности;
профилактика наркомании;
социальная реабилитация;
содействие ресоциализации и реадаптации;
работа с близкими реабилитантов.
Под реабилитацией зависимых от наркотических средств и психотропных веществ в данном случае понимается система социальных, психологических, педагогических и трудовых мероприятий, направленных на восстановление здоровья, полноценную ресоциализацию участников реабилитационных программ.
В основу программы реабилитации РОО «Здоровое Ставрополье» заложен комплексный подход к используемым методикам. Организация жизни реабилитационного центра в соответствии с православным вероучением позволяет организовать процесс реабилитации поэтапно и последовательно, даже при минимальном уровне мотивации на начальном этапе.
Духовный аспект реабилитации реализуется путем организации жизненного пространства центра в соответствии с традициями православного вероучения (изучение святоотеческой литературы, регулярное участие в богослужениях и церковных таинствах), развитие духовных потребностей.
Психолого-терапевтический аспект реализуется через индивидуальную и групповую работу психолога с реабилитантами. Деятельность психолога направлена на поиск и осознание причин, приведших к употреблению ПАВ, на разбор и осознание собственной истории зависимости, адаптацию к жизни центра, обучение навыкам конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими людьми, также на формирование здоровой жизненной позиции. Кроме того, психологами центра ведется активная систематическая работа с близкими и родственниками воспитанников.
Социальный аспект реабилитации реализуется через вовлечение реабилитанта в социальные отношения с коллективом, развитие трудовых навыков, снижение степени социальной дезадаптации, расширение культурного и духовного кругозора, развитие навыков социального обеспечения, подготовку в условиях реабилитационного центра социально-адаптированного человека, способного к адекватному поведению в реальных социальных условиях.
По окончании реабилитации выпускнику оказывается психологическая и социальная поддержка на этапе ресоциализации и реадаптации.
Программа реализуется с участием терапевтов-консультантов по химической зависимости, клинических и педагогических психологов, священников Ставропольской и Невинномысской епархии Русской Православной Церкви, социальных работников, общественности, а также при сотрудничестве с фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и нравственная позиция совпадает с целями и задачами работы центра.
Духовный аспект реабилитации
Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить душевную пустоту. Всем известна народная мудрость: «Свято место пусто не бывает». В человеке таким «святым местом» является душа. Душа человека, созданная по образу Божию, настолько глубока, что никто и ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания — это протест человека на бездуховность, пустоту и обыденность жизни. Наркотик можно вытеснить из души, заполнив ее верой в Бога. «Бог жаждет, чтобы его жаждали», — говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду Бога в сердцах ребят — основная задача духовной помощи.
Цель оказания духовной помощи — помочь человеку найти ответы на вопросы о смысле собственной жизни, сущности христианства, значении Церкви в его жизни. Необходимо помочь найти человеку путь к Богу. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать, как одно из средств, в решении своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог — это цель, а не средство. Основное направление духовной помощи в реабилитационном центре — создание условий для воцерковления и духовного воспитания человека, т.е. таких условий, в которых возможно исцеление не только от наркомании, а оздоровление души человека, восстановление его душевного и духовного здоровья.
Психолого-терапевтический аспект реабилитации
С точки зрения психологии зависимость — это определенная неприспособленность личности к окружающему миру, неупорядоченность личности. Вследствие этого, цель работы консультантов — терапевтов и психологов — помочь реабилитанту осознать и принять свою зависимость, бессилие перед наркотиком и почувствовать необходимость в помощи специалистов. Изменить собственное мировоззрение, исследовав себя с нравственной точки зрения. Научиться здоровым способом преодолевать стрессовые ситуации, жить полноценной жизнью, не прибегая к употреблению химических веществ.
У большинства людей, поступающих в центр, есть опыт отказа от наркотиков на время. Но перед человеком, проходящим реабилитацию, ставится другая задача — отказаться от наркотиков навсегда. Это значит, что человек должен научиться жить без наркотиков, сформировать к ним безразличное отношение. Поэтому формирование у человека убеждения, что наркотикам больше нет места в его жизни — основное направление начального этапа.
Социально — педагогический аспект
Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя мероприятия, направленные на всестороннее развитие личности зависимого, оптимизацию межличностных отношений, формирование тенденции к освоению в будущем профессиональных навыков, активное участие в жизни общества в целом.
Весь комплексный процесс оказания помощи состоит из следующих этапов:
1 этап «Подготовительный»
Сроки прохождения: 1 месяц
Задачи этапа:
- мотивирование на прохождение программы реабилитации; — изучение природы зависимости;
- адаптация к жизни в центре.
2 этап «Основной коррекционный»
Сроки прохождения: 3 месяца
Задачи этапа:
- изучение собственной истории употребления;
- осознание духовной составляющей своей жизни, исследование себя с нравственной точки зрения;
- получение адекватного представления о себе;
- освоение навыков самоанализа;
- формирование навыков краткосрочного и долгосрочного планирования; — освоение навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими людьми;
- восстановление здоровья и физической формы (качественное питание, зарядка, занятия спортом, баня и т. п.);
- формирование ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни; — формирование и закрепление новых поведенческих навыков; — расширение культурного и общего кругозора.
3 этап «Ресоциализация»
Сроки прохождения: 4-6 месяцев
Задачи этапа:
- выработка социальных навыков;
- изучение и профилактика природы срыва;
- освоение навыков стрессоустойчивого поведения;
- проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях; — анализ основных жизненных проблем и перспектив;
- освоение навыков консультирования по химической зависимости; — культурно-массовые мероприятия (театры, музеи, кинотеатры, административные мероприятия города и т.п.).
4 этап «Постреабилитация»
Задачи этапа: — постреабилитационное сопровождение;
- посещение консультаций психолога, консультанта по химической зависимости;
- посещение групп «самопомощи».
Методы программы
Для работы с реабилитантами специалисты центра используют:
1. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, в частности: мотивационное интервью, мотивационная психотерапия, метод группового взаимодействия, тренинги, терапевтические беседы, кино-терапия, дискуссионные группы, лекции, анкетирование.
2. Противорецидивные тренинги групповые и индивидуальные.
3. Беседы со священником.
Все указанные методы апробированы в терапевтической практике и не имеют противопоказаний для применения у пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ.
Специалисты, осуществляющие программу реабилитации:
- священник;
- терапевт-консультант по химической зависимости; — клинический психолог.
Терапевтом — консультантом по химической зависимости ежедневно проводятся:
- планирование деятельности с подведением итогов дня; — анализ чувств (работа с дневником чувств);
- анализ духовной и программной литературы;
- анализ выполнения письменных программных заданий.
Психологом осуществляется следующая работа:
- групповая и индивидуальная психотерапия (тренинги, терапевтические беседы, кино-терапия, дискуссионные группы, лекции по природе зависимости, анкетирование);
для решения следующих задач:
- мотивирование на прохождение программы реабилитации;
- изучение природы зависимости;
- исследование себя с нравственной точки зрения;
- получение адекватного представления о себе;
- анализ отношений и окружения человека, т.е. выяснение причин, которые способствовали формированию наркотической зависимости;
- освоение навыков самоанализа, самоконтроля, краткосрочного и долгосрочного планирования;
- освоение навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими людьми;
- формирование ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни; — формирование и закрепление новых поведенческих навыков; — определение и уточнение жизненных целей и задач человека в будущем; — раскрытие позитивных возможностей человека;
- проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности;
- анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалификации.