Опыт Православного Братства «Святого духа», центра по реабилитации молодых людей, страдающих наркозависимостью, настолько удивил и потряс Россию, молодежь которой буквально утопает в наркотиках или предложениях их попробовать, что теперь представители братства обязательные и ожидаемые гости не только в пределах России. Приглашали для обмена опытом, на конференции, встречи, даже фильм об работе с наркозависимыми сняли. Архангельск, Сургут, Ханты-Мансийск, Нижний Новгород, Москва, куда буквально «перетягивают“: нужен опыт, нужны кадры... А фильм приезжали снимать американцы. Из Сан-Франциско. Америка, так же как и Россия, не может справиться с валом наркомании, обрушившимся в последние десятилетия на “оплот демократии». Буквально на днях делегация Ставропольского отделения по реабилитации наркозависимых вернулась из Якутска.

Мы беседуем с руководителем делегации, руководителем ставропольского отделения Братства Сергеем Мокроусовым.
- Сергей, поездки в Сибирь для вас уже не редкость. Как вас «занесло» в Якутск? Это же даль какая...
- Ну да, почти полтора суток чистого времени в самолетах. Страна-то большая. Нас пригласили для участия в VII Республиканских Рождественских образовательных чтениях. Тема сложная, но и интересная: «Нравственно ориентированное образование: традиция и современность». Ориентированы чтения на республику Якутия (Саха). Проходили чтения в Якутске...
- И как вас встретил не самый теплый город на Земле?
При морозе почти в сорок градусов встречали нас по доброму и с теплотой. Со мной ездил Гурген Калустьянц.

Организатор чтений — человек духовный: епископ Якутский и Ленинский Роман. Рамки, в которых, собственно, и состоялись чтения, были простыми и в то же время, достаточно жесткими: как ни крути, а нет в нашей стране региона, не пострадавшего от наркотиков. Якутия в этом печальном числе. Началось все с большой конференции «Профилактика и реабилитация нарко — и алкозависимых». В пленарном заседании принимали участие вице-президент республики Дмитрий Глушко и мэр Якутска Юрий Заболев. Были духовные лица, представители церкви — протоиерей Вячеслав Харинов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Архиепископ Евгений Верейский, ректор Московской духовной академии, игумен Петр Еремеев, ректор российского православного университета.
Светские власти представляли начальник управления ФСКН, Степан Давыдов, Татьяна Шишова — педагог и психолог. Очень много было приглашенных: и сотрудники клиник, и полицейские, и конечно, молодежь: студенты, учащиеся.
И каждый выступающий в своем докладе обозначил проблему наркомании. Хотя, для Сибири дальней, так сказать, проблема наркомании и остра, но хочу сказать, что алкоголизация народа там такая, что о наркотиках говорили меньше, чем об алкоголе!
- А чему удивляться? Ученые давно уже выяснили, что для малых народов Севера это самое страшное: организм северянина устроен так, что к алкоголю там и привыкать не надо: как начал пить, так пока и не погибнет... Спиваются легко.
- Ну да. Мы общались с местными жителями, представителями власти, церкви, медицины... Они тоже об этом говорят. Вот цифры (а куда же без них?): на учете в наркодиспансере стоит 503 человека, потребителей инъекционных наркотиков. Это на 800 000 населения республики! Но за последний год эта цифра увеличилась на девять процентов. И теперь наркомания для них, действительно, беда. Официальное увеличение на одного наркомана в улусе (поселении) уже катастрофа.
- И что там можно употреблять? Там же тундра... Ничего не растет, да и расстояния между улусами... Сутки на оленях.
- Ну, представьте себе: и там наркота нашла «клиентов»! Да так же, как и везде, распространены на территории республики Саха героин, дезоморфин, каннабиоидная группа (конопля), курительные смеси и другие синтетические наркотики. Там острейшим образом стоит вопрос создания реабилитационного центра! Епархия не так давно подписала документы о сотрудничестве с ФСКН, где одним из пунктов является создание центра. Люди готовы работать и просят нашей помощи в организации. Добавлю, что в республике, ко всему в придачу, действуют секты пятидесятников, хорошо распространена 12 шаговая программа анонимных наркоманов (АН) и анонимных алкоголиков (АА). Это не добавляет оптимизма: у нас эти программы проработаны плохо... Да я, если честно, не знаю людей, которым бы реально помогли эти программы. Ну разве что кто-то со стальным характером, что ли...
- Вы о чем рассказывали? О своих первых шагах или об успехах сегодняшнего дня?
Обо всем. С самого начала. Я говорил о том, что мы открыты к сотрудничеству. Показал ролик о центре и тезисно рассказал о нашей работе. Раздали и наши газеты, чем еще больше удивили собеседников: наркоман и газета для многих (да для всех!) — понятия несовместимые.

Мы с Гургеном Калустьянцем проводили занятия в секции, на которой просто на пальцах рассказывали о работе нашего центра и филиалов. Принципы действия наших «отделений» удивили всех. Как это? В одном учат умываться, в другом — чуть ли не навыки к чтению и письму возвращают, а в третьем — надо учиться заново работать. Это я образно, конечно, но суть такова...
Кстати, работала еще одна секция, где докладчики, представитель ФСКН России по республике Саха (Якутия) и объединение, занимающиеся вопросами профилактики были ориентированы на программу 12 шагов. Мы сперва внимания не обратили, а потом специально подсчитывали, сколько раз в докладе прозвучало «12 шагов» — 15 раз! Не хочу выглядеть нравоучителем, да и не имею на это прав, но наши споры ни к чему не привели. Надеюсь, что есть в Якутии силы, способные отличить хорошее от не очень хорошего. Может, гранты какие получают? .. Это уже мысли вслух.
Встреч было много. И с простыми жителями и представителями властей. Очень открытые, добрые и добродушные люди. Все говорят и делают, вкладывая душу и сердце! Ищут ответы на вопросы: что делать? И как допустили?
Нам показывали Якутск, различные экскурсии, школы, интернаты, где учатся дети оленеводов...
А на оленях удалось прокатиться? На настоящих нартах? ..
Нет, не успели...
Разговор записала Наталья Буняева