Без снижения спроса антинаркотическая деятельность порой напоминает стрижку газона

Автор: с сайта ФСКН

Анализируя антинаркотическую деятельность государства мы ежегодно докладываем цифры, при этом впечатляющие, по ликвидации наркоинфраструктуры: так и в этом году уже изъяты 60 тонн наркопрепаратов, перехвачены 12 тысяч оптовых партий, ликвидированы более 7 тысяч наркопритонов, уничтожены 4,5 тысячи технических пунктов по изготовлению наркотиков, привлечено к уголовной ответственности 102 тысячи человек.

Нечто подобное было и в прошлом и в позапрошлом году!

В чем дело?

А дело в том, что без снижения спроса антинаркотическая деятельность порой напоминает стрижку газона: мы траву подстригаем, а она вырастает. То есть речь идет о том, что, невзирая на привлечение к уголовной ответственности и ликвидацию инфраструктуры, происходит ее воспроизводство. Для этого есть почва, и эта почва применительна к наркоситуации, это, своего рода социальный заказ на наркоинфраструктуру, обеспечивающую поставки наркопродукции армии наркопотребителей, которые нуждаются, алчат наркотика.

Более того, в ситуации активизации работы правоохранительных органов происходит рост цен на нелегальные наркотики, что, в условиях сохраняющегося спроса на них приносит еще большие прибыли.

Хотел бы проанализировать вопросы, связанные с особенностью наркоситуации. По экспертным данным, мы видим порядка 5 миллионов наркопотребителей. То есть, далеко не все из них стали наркоманами или наркопотребителями с вредными последствиями, но наркотики в той или иной степени употребляют 5 миллионов человек. Именно этого контингент формирует заказ на то, чтобы поставки наркотиков продолжались.

Если мы приступили к решению проблемы раннего выявления потребления наркотиков и своевременного воздействия на наркопотребителя, то встает вопрос:   когда общество замечает, что молодой человек приобщился к наркотикам? Тогда, когда у него возникают первые конфликты с законом, когда он появляется в состоянии наркотической интоксикации среди людей. Сегодня это влечёт для него лишь административную ответственность. И таких случаев ежегодно правоохранительными органами фиксируется около 150 тысяч. Однако сейчас за это административное правонарушение лишь налагается умеренный штраф, а дальнейшая судьба потребителя наркотиков остается вне внимания и правоохранительных органов, и медиков, и социальных служб. И это вместо того, чтобы уже на этапе первого столкновения с законом организовать процесс его освобождения от наркотической зависимости и возвращения в социум. Заметим, что выявленные на ранней стадии зависимости больные наркоманией — люди, которым еще можно помочь, если правильно замотивировать на прохождение курса лечения, помочь сделать верный выбор. Сейчас, к сожалению, получается так, что административная практика существует отдельно, а система лечебно-реабилитационной помощи — отдельно, как разрозненные действия, а не взаимосвязанные элементы одной системы.

2

А ведь именно на этой, как можно более ранней стадии, и должен включаться организационно-правовой механизм, создающий и мотивацию, и условия для прохождения наркопотребителем полноценного курса освобождения от наркотической зависимости. Чем раньше это произойдет, тем лучше будет — как для отдельной личности, так и для общества в целом.

В этих целях разработан и в настоящее время находится на согласовании с федеральными органами исполнительной власти законопроект, в котором предусмотрена криминализация систематического потребления наркотиков и предоставление наркопотребителю альтернативного выбора — отбывание наказания или прохождение курса лечебно-реабилитационной помощи.

В понедельник прошли слушания членов Общественного совета при ФСКН России и Комиссии Общественной палаты по вопросу создания системы правового побуждения наркозависимых к отказу от наркотиков, добровольному лечению и социальной реабилитации. Тема никого не оставила равнодушным, и после основного доклада о позиции ФСКН по данному вопросу развернулась живая дискуссия, которая продемонстрировала одно важное обстоятельство. Как бы ни были различны взгляды разных представителей общественности на данную проблему — все сошлись во мнении, что она обязательно подлежит своему решению в рамках законов демократического государства, которым является Россия.

Ставя эффективные преграды на пути распространения наркотиков, стимулируя потребителей наркотиков переходить к трезвому и социально приемлемому образу жизни, мы тем самым выполняем свой долг по сохранению общественного здоровья и продления жизни граждан.

Поставленные цели решений заседания Государственного совета от 18  апреля с.г. могут быть достигнуты путем использования опыта Франции и Швеции путем замены логики обязательного наказания за немедицинское потребление наркотиков логикой права наркопотребителя выбрать лечение.

Это будет гуманизацией законодательства и механизмом декриминализации молодёжной среды, так как эти 150 тысяч человек, своевременно получивших соответствующую помощь, скорее всего не дойдут до стадии криминального поведения. Да и спрос на наркотики, уменьшенный на 150 тысяч человек ежегодно, резко улучшит общую наркоситуацию в стране.

В контексте сказанного хочу остановиться на последних событиях в бельгийском городе Льеж — они отражают сущность проблемы отягощения общества употреблением наркотиков. Преступник-наркоман под воздействием психотропов совершил акт насилия, в результате которого погибли 6 человек, в том числе маленький ребенок, и пострадали более 120 человек. Гражданин Арбузов порезал 11 человек. Общество оказалось подчас беззащитным перед действиями людей, чей мозг поврежден наркотиками.

В силу своего болезненно измененного психического состояния наркоманы не только представляют общественную опасность, но и до срока умирают сами. Высокая смертность наркозависимых в молодом возрасте — общеизвестный факт. Умирают вследствие форсированной патологии внутренних органов, самоубийств, от передозировок наркотиков, от общей истощенности, от инфекционных осложнений, от сопутствующих неинфекционных заболеваний, смертельного сочетания ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Наркоман осознает пагубность своего пристрастия, но не в состоянии разорвать этот порочный круг самостоятельно.

Ключом к пониманию эпидемиологичности распространения наркомании (а, следовательно, и поиску эффективных путей ее решения) является осознание специфики, я бы сказал природы воспроизводства наркозависимых через сам факт существования армии наркопотребителей во всех порах общества: в вузах, колледжах, на производстве и дискотеках, во дворах и даже и в школах.

Ведь начинающие наркопотребители, еще даже не наркоманы, но уже экспериментирующие с наркотиками — зачастую демонстрируют привлекательные модели поведения — гиперобщительность, оптимистичность, энергичность, что неустойчивыми молодыми людьми легко воспринимается как образец для подражания. Таким образом формируется процесс интенсивного «инфицирования наркоманией».

Сдержать в какой-то мере этот опасный процесс помогают профилактические мероприятия, одним из которых является выявление и обследование групп риска по употреблению психоактивных веществ. После этого должна следовать адресная помощь самим начинающим потребителям и их семьям. В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования Российской Федерации формируется правовое поле для этой деятельности.

В соответствии с решениями президиума Государственного Совета от 18 апреля этого года в Иркутске по теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи“ продолжает свое поступательное развитие система медико-социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Без проведения должного курса реабилитации и ресоциализации наркологическая помощь оказывается не только недолговечной, но и нерезультативной. На это красноречиво указывает тот факт, что из порядка 1 миллиона обратившихся в государственные и частные наркологические центры лишь 2 процента вышли в устойчивую ремиссию. Кроме того, согласно клинической статистике практически каждый из этого миллиона ежегодно госпитализировался от 5 до 12 раз. Следовательно, существующая модель лечения и реабилитации не достигает цели, не говоря уже о формировании у наркопотребителей, их близких, да и в обществе в целом атмосферы безысходности в отношении наркобольных.

С другой стороны, большое количество обращающихся за  наркологической помощью свидетельствует о высоком проценте наркопотребителей, которые пытаются встать на путь реального освобождения от зависимости. Хождение по кругу высвечивает проблему — в условиях отсутствия должной системы реабилитации все усилия государства и общества сводятся на “нет». Вариант по принципу — «с понедельника, после детоксикации, начну новую жизнь» не срабатывает, требуется качественное изменение самого характера существования, изменение среды — места проживания, окружения, и, разумеется, на длительное, до 1 года, время.

В этом Россия движется тем же путем, что и многие другие страны, о чем свидетельствуют уж работающие реабилитационные центры.

1

Месяц назад я был в Чикаго, где в рамках двухсторонней российско-американской Президентской комиссии («Медведев-Обама») состоялось пятое заседание Рабочей группы по наркотикам, сопредседателем которой я являюсь. Там мы имели возможность посетить Центр реабилитации наркозависимых «Haymarket».

Впечатление очень сильное. Представьте себе, ежегодно через этот центр проходит более 16 тысяч реабилитируемых наркозависимых!

Такая интенсивная, целенаправленная работа обеспечена, прежде всего, созданным в США организационно-правовым механизмом так называемой альтернативной ответственности — то есть механизмом побуждения к освобождению от наркозависимости.

Только такой, аналогичный правовой институт обеспечит целенаправленную работу по декриминализации молодежной среды путем освобождения от наркозависимости через реализацию 3-х фундаментальных принципов:

Первый — абсолютно необходимое дистанцирование наркозависимого от привычного ему агрессивного наркотического эрзац-социума.

Второй — включение реабилитируемых в интенсивный трудовой процесс, преимущественно на свежем воздухе.

Третий — проживание и работа реабилитируемых в коллективах с опытными наставниками, терапевтических коммунах и сообществах, воспроизводящих все параметры полноценного социума.

К слову, этот опыт в теории и практике давно и успешно реализован нашим выдающимся педагогом Антоном Семеновичем Макаренко.

С учетом международного опыта мы предлагаем Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации изыскать возможность создать в рамках своей структуры Национальное агентство социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Комплексная система полного цикла лечения, медико-социальной реабилитации и ресоциализации востребует потенциал учреждений наркологической службы, социальной защиты, правоохранительных органов, а также общественных, некоммерческих, волонтёрских, родительских и иных организаций.

Совершенно очевидно, что необходимы усилия и целенаправленные действия государства, включая региональные власти, по поддержке столь востребованной в обществе работы реабилитационных учреждений. Разрабатываемые ныне механизмы государственной поддержки общественных, неправительственных и религиозных организаций, занимающихся реабилитационной деятельностью в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости, должны помочь в решении этой сложной проблемы.

На федеральном уровне первый важный шаг в этом направлении уже сделан. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»   соответствующим решением Минэкономразвития России среди них был организован конкурсный отбор для предоставления субсидий из федерального бюджета. К большому сожалению, приходится отметить, что среди тех, кто утвержден на получение грантовой поддержки, организаций, занимающихся социальной реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей было всего лишь две — и это на всю страну. В связи с этим считаю необходимым активизировать работу по поддержке негосударственных структур этой направленности на федеральном уровне.

К чести региональных и местных органов власти надо сказать, что при отсутствии целевой федеральной помощи во многих субъектах Российской Федерации находят возможность так или иначе поддержать свои хорошо работающие реабилитационные центры. Это относится к Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Ставропольской областям, Республике Татарстан, некоторым регионам Сибири и Урала. Работа по реабилитации и ресоциализации наркозависимых, много лет назад начатая там отдельными энтузиастами на общественных началах, благодаря адекватному вниманию властей активно развивается.

Завершая свое выступление, хотел подчеркнуть, что задача, поставленная руководством страны — создать принципиально новую и эффективную систему сдерживания распространения наркомании — масштабный проект  и проект — весьма востребованный обществом.

Именно поэтому мы видим огромный интерес, что проявилось в ходе выездов в регионы, заседания Общественной палаты, вчерашней Коллегии ФСКН России с участием ряда представителей федеральных органов государственной власти.

Надеюсь, и сегодняшнее заседание Государственного антинаркотического комитета внесет свой вклад в развитие антинаркотической политики страны.

Жизнь без зависимости Жизнь без зависимости
Жизнь без зависимости
Жизнь без зависимости
Спорт против наркотиков
Женская реабилитация
Пожертвовать
Фотоальбомы
Видеогалерея