Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги!
Начавшийся десять лет назад Миллениум ознаменовался возникновением нового феномена глобального доминирования наркотиков, производство и трафик которых стали планетарной формирующей геополитической и геоэкономической силой.

С 2001 года в результате операции «Несокрушимая свобода» возник планетарный феномен афганского наркопроизводства, когда объёмы производства героина в течение нескольких лет выросли в 40 раз и героином сегодня залита вся Евразия.
А сам Афганистан превращен в наркоферму, на которой транснациональная наркомафия производит более 90 процентов всего мирового объёма опиатов. Это в два раза больше, чем 10 лет назад производил весь мир.
Одновременно на фоне длительного стабильного по объемам производства кокаина произошло глобальное перераспределение его в Европу через Западную Африку.

Два планетарных центра наркопроизводства — в Афганистане и в Южной Америке — и порожденные ими два глобальных наркотрафика сегодня трансформируют планету, базовые политические и экономические условия мироустройства ряда государств.
Суть нынешней мировой наркоситуации в этом и состоит, что оба полушария имеют свой планетарный центр производства наркотиков — ПЦПН, PCDP (planetary centers of drug production).
Ликвидация этих наркопроизводств и составляет приоритет в антинаркотической борьбе.
Любые антинаркотические стратегии, не направленные на уничтожение первоисточника трафика, к победе над наркотиками не приведут. Однако сегодня преобладающие усилия направлены именно на борьбу с трафиком, то есть с последствиями, а не с причинами.
Это требует кардинального пересмотра.
Согласитесь, если применить аналогию с подавлением вражеского пулемётного гнезда, абсурдно пытаться уничтожить не само пулеметное гнездо, а перехватывать и ловить выстреливаемые пулеметом пули.
Есть и биоклиматическая специфика проблемы, когда указанные два планетарных центра наркопроизводства являются именно растительными источниками наркотиков. Здесь действует неиссякаемая энергия Солнца и хлорофилла, способные нескончаемо продуцировать практически неограниченную биомассу. Никакое промышленное производство искусственных наркотиков никогда не сравнится с этой работой самой природы.
Поэтому в таких феноменах, как афганский опиумный мак и героин, латиноамериканский кокаин, необходимо уничтожать сам первоисточник, сами посевы.
Вполне очевидно. Не будет мака или коки — не будет и трафика.
Планетарная дестабилизирующая мощь наркопотоков понятна из их финансовой оценки. Рынок наркотиков является третьим в мире и составляет более 800 млрд. долларов в год.

Показательным является и тот факт, что в период первой волны глобального кризиса в 2009 году по официальной оценке замсекретаря ООН, директора УНП ООН Антонио Косты, в крупнейшие банки мира, которые стали испытывать критический дефицит ликвидности, было вброшено 352 млрд. наркодолларов.
Месяц назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе широкое понимание и поддержку вызвали мои утверждения о том, что наркоденьги стали неотъемлимым элементом глобальной финансовой системы и гарантом существования гигантского спекулятивного пузыря.
Таким образом, без преувеличения, наркопроизводство сегодня — величайший вызов всему человечеству.
И человечество пока не способно даже принять этот вызов и обеспечить меры адекватного ответа.
Показательно также, что к настоящему времени Политическая декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года оказалась не выполненной, более того, проваленной с обратным результатом.
В Политической декларации определялось в качестве стратегического обязательства государств полностью покончить с незаконным культивированием наркосодержащих растений.
Пункт 19 Декларации гласит: «приветствуем глобальный подход Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами к искоренению незаконных культур и обязуемся осуществлять тесное сотрудничество с Программой в разработке стратегий, направленных на искоренение или существенное сокращение к 2008 году незаконного культивирования кокаинового куста, каннабиса и опийного мака».
По факту же незаконное культивирование опиума выросло в мире минимум в 2 раза.
Более того, мы видим, что наркопотоки приобрели новые качества и выступают глобальными разрушителями. Достаточно указать на несчастный Афганистан, экономика которого практически убита наркопроизводством.

Негативные тенденции очевидны, к сожалению, и в вашей замечательной стране и Латинской Америке в целом.
То есть наркотики сегодня уже убивают не только наркозависимых людей, но и целые государства и регионы.
Очевидно, необходим принципиально новый подход к борьбе с наркотиками. Причём, новый подход должен обязательно вести к реальному национальному и региональному развитию.
Каким же должен быть этот подход?
Современная антинаркотическая политика, представляется, должна строиться, прежде всего, на отказе от двух крайних подходов, которые время от времени в массовом сознании возводятся в статус единственно верных решений: войны с наркотиками и их легализации.
Когда превалирует война с наркотиками мы видим эскалацию насилия, порождающего ответное насилие.
Непропорциональное применение силы однозначно ведёт к негативным для государств последствиям: катастрофический рост насилия, искривление и извращение общественного сознания, мимикрический сдвиг сознания беднейших слоёв населения в поддержку кокалерос и наркобаронов, наркокартелей, интенсивное формирование «пехоты» для выращивания и транзита наркотиков, а с другой стороны, расширение социальной базы для конфронтации с властями всех уровней.
В итоге, на широкой социальной базе недовольных происходит формирование парамилитарных группировок, сопровождающееся ростом числа боестолкновений с правительственными силами, расширением практики физического устранения конкурентов и связанных с ними лиц, включая общественных и политических деятелей.
Достоверность данных выводов подтверждается динамикой ситуации в Афганистане.
Механический перенос опыта силового решения вопросов с Западного полушария на Восточное через длительное, более 10 лет, непропорциональное применение силы в этой многострадальной стране прямо способствовало разрушению Афганистана, совпало с катастрофическим ухудшением ситуации в экономике, гуманитарной сфере, феноменальным ростом наркопроизводства и наркомании.
Беднейшее государство мира фактически трансформировано в абсолютного мирового наркомонополиста — глобального производителя сильнодействующего наркотика героина.
Предполагаемый в ближайшие годы перенос международной военно-полицейской силовой активности из Афганистана на север, в Среднюю Азию, в условиях игнорирования принципа комплексного и сбалансированного подхода через обеспечение инфраструктурного развития региона, несомненно даст следующий мощный имульс росту и взрыву насилия в этих странах.
По сути, это аксиома международного права и международной практики.
Таким образом, педалирование силовых действий никогда не приводят к решению проблемы наркотиков и подъёму государств.
Однако абсолютно ложным является и другой крайний подход — легализация наркотиков, создающий всего лишь опасную иллюзию быстрого решения проблемы.
Так, безответственными представляются выводы доклада так называемой Глобальной комиссии по наркополитике «Война с наркотиками», которую нельзя рассматривать иначе как глобальную PR-кампанию в пользу легализации наркотиков и против действий мирового сообщества в антинаркотической сфере.
Замечу, что такую же оценку данному докладу высказал и мой коллега в Администрации США господин Гил Керликовске.
Современная антинаркотическая политика в строгом соответствии с буквой и духом основополагающих конвенций ООН должна быть комплексной и сбалансированной и основанной на инфраструктурном развитии.
Только это позволит целенаправленно двигаться к поставленной цели — сокращению наркопроизводства.
Так, я уже упоминал, что чрезмерное полицейское давление вызывает ответное насилие, которое, в свою очередь, вынуждает государство усиливать степень силовых методов.
В итоге происходит нарастающая дестабилизация, уродуется мировоззрение огромного числа граждан, будущее становится неопределённым и опасным, порождая порочный круг эскалации насилия.
При этом следует подчеркнуть, что тут же возникает и второй порочный круг — когда наркотрафик разрушает экономику и социальную сферу.
Третий замкнутый круг — это разрушение самого государства, верховетнства права, что вынуждает граждан идти на поклон к наркомафии, ставшей, по сути, параллельной системой власти.
Перед нами своего рода perpetuum mobile, который порождается в условиях несбалансированного подхода.
Новую антинаркотическую политику можно было бы определить как метод инфраструктурного развития. В основе этого метода лежит основополагающее ООНовское право — право на развитие.
Убеждён, что решение проблемы наркопроизводства лежит именно в организации социально-экономического подъёма через создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечивать доступ основной части населения государств к современному мировому качеству жизни.
Именно в создании инфраструктур нового поколения, не с ограниченным доступом, а всеобщего пользования, и лежит существенный ответ на планетарный вызов наркопроизводства.
Речь должна идти о новой индустриализации, где основным источником и локомотивом общественного богатства станут новые технологии и инфраструктуры.
По сути, мир сегодня стоит перед необходимостью ухода от больной неолиберальной экономики, плодящей неравенство и наркотизацию Земли, и перехода к новой социально-экономической модели развития.
Высказанная мною точка совпадает с позицией премьер-министра России Владимира Путина.
Данный подход является усилением классического альтернативного развития, давно продвигаемого ООН в качестве важной составляющей антинаркотической борьбы.
Однако, до сих пор альтернативное развитие, как это показывает, в частности, обстоятельный доклад Международного комитета по контролю за наркотиками под редакцией Хамида Годсе, является пасынком или падчерицей антинаркотической политики и вдобавок сводится к частной процедуре замещения сельскохозяйственных культур.
Стандартным примером является раздача (дистрибуция) мешков с пшеницей американскими и натовскими солдатами в обмен на обещания прекратить выращивание опиумного мака. Однако, в большинстве случаев, как мы знаем, афганские крестьяне (декхане) с удовольствием берут пшеницу и продолжают культивировать сверхприбыльный опиумный мак.
Таким образом, статус альтернативного развития сегодня выглядит банальной профанацией.
Так, к примеру, анализ Меридской инициативы показывает, что альтернативное развитие фактически сведено к нулю, а основной упор делается на военно-полицейские или административно-правовые аспекты.
Выделенные на Меридскую инициативу с 2008 года Конгрессом США 1,5 млрд. долларов пошли на следующие направления расходов:
1) поставка вертолетов мексиканской армии и мексиканской федеральной полиции,
2) поставка сканеров и рентгенов для точек пропуска,
3) обучение сотрудников правоохранительных органов и судебной системы,
4) профилактика правонарушений, укрепление социальных связей и в целом профилактически-пропагандистская работа в мексиканских сообществах.
То же самое мы увидим и при анализе классического Плана Колумбии.
Таким образом, средства на развитие как метод антинаркотической борьбы практически не выделяются.
Но в этом случае, откуда ждать прекращения наркопроизводства и наркотрафиков? Сколько ни арестовывай рядовых наркодилеров и даже топ-менеджеров они тут же будут замещаться другими желающими, поскольку в условиях социально-экономического упадка дефицита рекрутов в наркомафию не наблюдается.
Эффективность антинаркотической политики, уверен, значительно бы повысилась, если бы базовым стал метод организации экономики развития.
Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы полностью перековать мечи на орала. Полицейская функция должна, разумеется, оставаться и совершенствоваться, но не замещать собой другие функции.
Российская Федерация столкнулась с необходимостью разработки нового комплексного и сбалансированного подхода в борьбе с афганиским наркопроизводством и трафиком.
Новый подход и новая методология должны за основу брать комплексность, балансы, развитие, альтернативное и инфраструктурное развитие.

Для этого Россия выработала основные принципы и инструменты комплексного и сбалансированного подхода в форме Плана ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2», который был представлен в марте 2010 года в Брюсселе в штаб-квартире ООН.
Прошу Вас ознакомиться с пунктами данного плана.
План «Радуга-2»
1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.
2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.
3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.
4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.
5. Включение в мандат Международных сил содействия безопасности компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.
6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.
7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских
В условиях глобального экономического кризиса очевидна дезориентация населения и утеря базовой витальности. Мир входит в состояние абсолютной неопределённости и в этой ситуации крайне важными становятся новые подходы и методологии по решению проблемы в борьбе с наркотиками.
В этом плане мы очень ждём Саммита Двадцатки в Мехико, который как раз и будет посвящён разработке инструментария по выходу из глобального кризиса. Считаем целесообразным государствам Латинской Америки совместно с Россией в инициативном порядке поставить на Саммите проблему приоритетности борьбы с планетарными центрами наркопроизводства.
Ведь именно эти центры являются источником наркоденег, которые выступают неотъемлемой составной частью нынешней системы, с неизбежностью генерируют глобальный финансово-экономический кризис и не позволяют миру перейти к новой финансовой архитектуре.
В этом плане мы считаем, что Россия и Латинская Америка могли бы стать лидерами применения нового подхода, ориентированного на национальное и региональное развитие, в планетарной антинаркотической политике.
Мы предлагаем следующие направления и меры сотрудничества:
- совместные операции. Трансатлантический наркотрафик через Европу обуславливает доставку кокаина в Россию. На сегодня трансатлантический мост из Латинской Америки в Африку — оттуда в Европу и Россию;
- предлагаем совместно разработать международный План ликвидации наркопроизводства в Южной Америке — План «Радуга-3»;
- подготовка на основе российских учебных программ кадров оперативных работников для Центральной Америки. В частности, мы хотели бы установить помимо двусторонних отношений и совместную программу с Департаментом безопасности ЦАИС в области подготовки оперативных кадров и, возможно, создания соответствующего центра для всей Центральной Америки;
- создать в рамках ЦАИС рабочую группу с привлечением ведущих специалистов, национальных и международных экспертов ООН, организаций Латинской Америки, Мирового банка и других специалистов по выработке нового подхода к антинаркотической политике на основе реализации права на развитие;
- такую же группу мы хотели бы создать и при крайне перспективной организации Латинской Америки CELAC (The Community of Latin American and Caribbean States, испанский — Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeсos, CELAC, португ. Comunidade de Estados Latino-Americanos e Caribenhos, франц.: Communautй des Йtats Latino-Amйricains et Caribйens));
- выведение на новый уровень технологии социальной реабилитации и ресоциализации и в целом новые подходы и методы в возвращении людей в общество;
- рост инвестиций и увеличение технической помощи государствам Южной и Центральной Америки;
- создание интерактивной карты борьбы с наркотранзитом в Центральной Америке;
- создание Лаборатории проектов развития в целях проектирования и планирования социально-экономического и инфраструктурного развития в интересах ликвидации наркопроизводства и наркотриков;
- инициировать на предстоящем Саммите Двадцатки в Мехико постановку проблемы приоритетности борьбы с планетарным наркопроизводством как источником наркоденег.
Уважаемые коллеги!
Представленный Вам новый комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике я собираюсь также обсудить в середине марта в Вене на 55-й сессии Комиссии по наркотическим средства ООН.
Полагаю, новый подход позволит существенно повысить эффективность борьбы с наркотиками и призываю латиноамериканских коллег к сотрудничеству.
Спасибо за внимание.